Главная » Статьи » Консультации » Психология и не только
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Просмотры: 809 | Татьяна | 06 Мая 2024 | Комментарии 0
Проблема агрессивного поведения детей достаточно актуальна в наши дни. Психологи отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше и больше.
Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые, в свою очередь, возникают от неудовлетворения «базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку» (Ю. Гиппенрейтер).
Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Причины детской агрессии
Чаще всего ребенок бывает агрессивным из-за психологических проблем, с которыми он не справляется. При этом за агрессивным поведением могут стоять разные причины.
Негативное самовосприятие: я плохой, и я веду себя как плохой. Но, ведя себя плохо, такие дети крайне болезненно реагируют даже на мягкую критику. Она звучит для них как "ты плохой". Совет: Одно из средств против этого - "я-сообщение". Нужно говорить не "ты меня убиваешь, когда так делаешь", а "мне очень плохо, когда ты так делаешь"; не "ты мешаешь", а "знаешь, всем детям плохо, когда ты шумишь". Т.е. реагировать не на личность, а на конкретный поступок и помочь ребенку это понять.
Реакция на запрет взрослых, на ограничение личной свободы, на ситуацию, когда ребенок не получает то, что ему нужно. Совет: Объясните ребенку причину запрета. Если желание ребенка просто несвоевременно, можно предложить ему какой-нибудь компромисс ("мы сделаем это, но позже").
Требование внимания. Дети, на которых не обращают внимания, которые испытывают недостаток любви родителей (это и в благополучных семьях бывает), как бы говорят: "Ах, так? Ты меня не замечаешь? Ну, я тебе не дам о себе забыть!" Для них важен любой знак внимания, даже негативный.
Социальное научение (пример взрослых, киногерои и т.д.). Ребенок, с которым жестоко обращались, может повторять эту поведенческую модель: "как обращались со мной, так я буду обращаться с другими". Если ребенок жил в семье, где постоянно дрались, кричали друг на друга, то он будет делать то же самое, уже находясь в другой среде. Если ребенок часто смотрит боевики, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
  • демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
  • крик, негодование;
  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
  • непреклонное настаивание на своей правоте;
  • наказание или угрозы наказания;
  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...»;
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время.
 

Советы родителям агрессивных детей
 
КАК НАДО вести себя родителям с агрессивным ребенком
  • Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
  • Нормализовать семейные отношения.
  • Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.
  • Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.·
  • Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как вам хотелось бы это видеть.
  • Понимать ребенка!
Игры на коррекцию агрессии
1. «ДВА БАРАНА» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребёнку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперёд туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
2. Игра "МИНУТА ШАЛОСТИ” (психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется — прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.
3. Игра "КАРАТИСТ” (снятие физической агрессии)
Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на этот раз в "волшебном круге” происходит "превращение” в каратиста (движения ногами).
Как и прежде, дети, стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: "Сильнее, сильнее, сильнее...”, — помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
4. Игра "БОКСЕР” (снятие физической агрессии)
Это вариант игры "Каратист”, и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
5. «ОБЗЫВАЛКИ» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты, …, морковка!» Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, …, солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить её в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.
6. «БРЫКАНИЕ»
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит "Нет”, увеличивая интенсивность удара.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
7. «УПРЯМЫЙ (КАПРИЗНЫЙ) РЕБЕНОК»
Цель- преодоление упрямства, негативизма.
Дети входящие в круг (обруч), по очереди показывают капризного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребенок»: родитель капризничает, ребенок уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающего родителя.
8. «УПРЯМАЯ ПОДУШКА»
Цель- снятие общей агрессии, негативизма, упрямства.
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
Комментарии: 0

Добавьте свой комментарий